Детский сад №15, группа №12, г.Сланцы

О гиперактивных детях

Что отличает детей с СГДВ?

Дети, у которых обнаружен СГДВ (синдром гиперактивности и дефицит внимания), проявляют достаточную активность уже во время беременности; они больше двигаются и физически крепче, чем другие новорожденные. В грудном возрасте их с большим трудом удается успокоить. Приблизительно 60% детей с СГДВ особенно беспокойны уже с младенчества, много кричат, с большим трудом успокаиваются и мало спят как днем, так и ночью, в отличие от других новорожденных. На многочисленные внешние раздражители они часто реагируют криком. Многие малыши неуютно чувствуют себя на руках у взрослых, отворачиваются, если мать или отец хотят с ними поболтать, другие же, наоборот, постоянно просятся на руки и кричат, как только их положат в кроватку.

«Дикие», темпераментные малыши 

Если маленьких детей называют «гиперактивными», особенно темпераментных и подвижных, то часто вкладывают в это слово такое значение как «дикие» дети. У них слабо выражено чувство опасности, поэтому с ними чаще, чем с другими детьми, происходят несчастные случаи - к счастью, большей частью незначительные. В ясельных группах и в детских садах они часто вызывают недовольство из-за постоянной беготни, громкого крика и из-за своей импульсивности.

Если они видят, к примеру, что какой-то другой ребенок тянется за новой игрушкой, то они во что бы то ни стало хотят взять именно ее и по-настоящему сердятся, если не могут сразу получить игрушку. Многие дети в такой ситуации начинают громко плакать, другие реагируют вспышками ярости, частично направленной на другого ребенка, обладателя игрушки.

Нередко во время игр они всячески мешают другим детям, например, опрокидывают башни из кубиков или разрывают детские рисунки, поэтому их часто считают асоциальными. Они могут «правильно» играть только с одним или двумя детьми. Кроме того, многие «гиперактивные» уже в детсадовском возрасте испытывают трудности как с засыпанием, так и со сном. Они также намного разговорчивее, чем большая часть их сверстников, и часто всех перебивают.

Проблемы в школе

В детском саду подобные особенности поведения, возможно, не доставляют родителям больших проблем. Ведь, в конце концов, все дети: одни - в большей степени, другие - в меньшей, - переживают период упрямства, и родители надеются, что беспокоящее всех поведение само собой «пройдет». Когда «гиперактивные» идут в школу, то ситуация еще больше осложняется, поскольку требования к детям несоизмеримо возрастают. Теперь они почему-то должны почти всю первую половину дня тихо и спокойно сидеть и сосредоточенно слушать объяснения учителя. К тому же, чтобы влиться в коллектив своего класса, необходимо вести себя должным образом. Теперь отклонения в поведении становятся гораздо большей помехой, чем прежде.

«Гиперактивные» дети, как правило, с большим трудом могут сидеть на одном месте, часто в середине урока они вдруг начинают прыгать или выкрикивать что-то, совершенно не относящееся к занятиям. Часто они «выпаливают» ответ прежде, чем учитель обратится к ним с вопросом. Поскольку степень сосредоточенности у них очень мала, они не усваивают большую часть того, о чем говорится на уроке, и часто отвлекаются на другие вещи, к примеру, на происходящее за окном класса.

Разумеется, это отражается на их школьных успехах. Для детей с СГДВ (и, соответственно, для их родителей) домашние задания превращаются в настоящее мучение: многие сидят часами над выполнением одного задания, так как они постоянно на что-то отвлекаются. Также при СГДВ характерны проблемы с грамотностью (дислексия*) или со счетом (дискалькулия**).

Теперь многие «гиперактивные» все больше и больше замыкаются в себе, так как они плохо адаптируются к большой группе. К примеру, им часто очень трудно следовать правилам игры, поэтому их считают нарушителями спокойствия. Вспышки ярости (прежде всего у мальчиков) чаще всего направлены на распорядок дня: подчас создается впечатление, что школьник в своем развитии остается на уровне дошкольника. Вспышки ярости временами выливаются в агрессивное поведение, которое может перейти в драку. 

Недостаток внимания  отрицательно сказывается на школьных достижениях

 

Так как дети испытывают сильный дискомфорт, многие из них очень несчастны. Они и хотели бы стать другими, но не могут этого сделать. Они хотят сосредоточиться, но их хватает лишь на короткое время. 

Трудные подростки

В подростковом возрасте у гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания, как правило, гиперактивность сохраняется. В это время дети проявляют разные типы поведения, порой совершенно противоположные: как безынициативность и бездеятельность, так и готовность любое дело довести до конца. Поскольку в своей жизни они уже испытали достаточно неприятия со стороны окружающих и до сих пор продолжают его ощущать, у многих из них развивается депрессия***, причем временами настолько сильная, что таким подросткам грозит опасность суицида.

Совет:

Родителям не следует удивляться, если их ребенок после ожесточенных столкновений с другими детьми или после вспышек агрессии не испытывает никакого чувства вины или стыда. Детей с СГДВ обвиняют в том, что они воспринимают такие ситуации иначе, не погружаясь в них эмоционально (точно так же, как дети-индиго). И поскольку такие дети в целом не воспринимают ситуацию негативно, они рискуют вновь в ней очутиться.

У детей с СГДВ риск очутиться во власти наркотиков чрезвычайно велик. Подростки пробуют их для того, чтобы убежать от ставшей невыносимой реальности.


* Дислексия - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. В клиническом смысле этого термина такое заболевание встречается относительно редко. У детей с СГДВ могут быть элементы дислексии. В этом случае в процессе обучения у ребенка возникают значительные проблемы. Обычно такое заболевание выявляется к моменту поступления в школу, т.е. примерно в 7 лет.

**Дискалькулия - патологическая неспособность ребенка усвоить счет. В виде ярко выраженного клинического феномена встречается также относительно редко. Естественно, что дети с синдромом дефицита внимания могут демонстрировать элементы дискалькулии.

***Депрессия (лат. depressio - понижение) - подавленное, угнетенное психическое состояние.

24 сентября 2015 в 19:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.