Детский сад №15, группа №12, г.Сланцы

5 СПОСОБОВ НАКАЗАТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО По материалам интернета подготовила Кулагина С. В.

a62bbdc2f9d455b48a612a9f9bd96986.jpg

Наказывать ребёнка нужно с умом, чтобы у него не возникли неврозы, фобии и в будущем — проблемы в отношениях с людьми.

Почему мы наказываем детей?

Чтобы ответить на вопрос, как же наказывать детей правильно, необходимо разобраться, почему у нас периодически возникает такое желание. На это существует три главные причины:

1. Родители неверно интерпретируют поведение ребёнка. Они думают, что малыш назло куда-то лезет, что-то хватает, пачкается и т.д. Но надо учитывать, что ребёнок постоянно находится в стадии познания мира: он разбивает, кидает, роняет, разбирает, отрывает не для того, чтобы навредить и позлить взрослых, а чтобы узнать свойства предметов и научиться правильно обращаться с ними, то есть таким образом он учится. Малыш бросает чашку и, наблюдая, как она раскалывается на части, постепенно начинает понимать, что она хрупкая, с такими предметами надо обращаться осторожно. Ребёнок тянет кота за хвост не потому, что хочет его обидеть или поиздеваться над ним. Малыш просто притягивает кота к себе поближе, чтобы изучить. Если у ребёнка упало мороженое на штаны, это не значит, что он намеревался штаны испачкать. Просто карапуз отвлёкся на ворону или проходящих людей.

2. У каждого взрослого есть система уже сложившихся определённых установок, правил, законов, сценариев, точек зрения. Когда поведение ребёнка не соответствует этим сценариям, родитель взрывается. Например, существует установка: «грязные брюки - это плохо». Изначально, возможно, это звучало как: «Бедность, мало денег, надо беречь одежду». Но следующее поколение про бедность уже забыло, потому осталось только: «Надо беречь одежду, потому что так делали наши предки, и это признак хорошего воспитания». Из этого следует вывод: «Плохо, если одежда грязная». И мы имеем только шлейф негативной установки. Взрослый с такой шлейфовой установкой, наказывая ребёнка, просто действует по заложенному предками сценарию. Ведь ничего страшного в испачканных штанишках нет, и уж точно не стоит из-за них кричать на малыша или шлёпать его.

3. Наказывая ребёнка, взрослый компенсирует свою неудовлетворённость жизнью.

ВЫВОД

Когда возникает импульсивное желание накричать на ребёнка, подумайте, почему вы хотите так поступить и каковы мотивы негативного поведения ребёнка. Найдите причину, по которой малыш капризничает. Бывает, ребёнок совершает неправильные с точки зрения взрослых поступки, чтобы обратить на себя внимание взрослых. «Пусть лучше мама рассердится и отругает меня, чем ведёт себя так, как будто меня не существует», - думает порой малыш.

Как наказать?

Однако основная цель наказания – объяснить малышу его ошибки и не допустить их повторения. При этом должна поддерживаться семейная иерархия: взрослые сильные, но справедливые. Поэтому:

Ребёнок всегда чётко должен понимать, в чем был не прав. Очень важно объяснить ему, почему так нельзя поступать.

Нельзя применять физические меры наказания. Ребёнок полностью зависим от родителей и потому не способен отстаивать границы своего личного пространства. Он заведомо проиграет конфликт, и ему будет крайне дискомфортно. Также нельзя манипулировать чувствами («Я с тобой не разговариваю», «Будешь плохо себя вести – отдам бабайке», «С таким чумазым ребёнком никуда не пойду», «Я тебя такого вредного любить не буду»). При любом наказании ребёнок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что, даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.

Для каждого проступка нужно выбрать соразмерное наказание. Не наказывать, когда ребёнок первый раз делает что-то не так. Заранее предупреждать, за какую провинность какое наказание последует.

Стараться, чтобы в качестве наказания ребёнок исправил свой поступок: починил испорченную вещь, убрал разбросанные вещи и т.д.

Наказание должно быть ограничено по времени. Угрозы в духе: «На мороженое денег теперь никогда не дам», «К компьютеру больше не подходи» - дети не воспринимают всерьёз.

НЕОБХОДИМО ВЫРАБОТАТЬ ОДНОЗНАЧНУЮ СИСТЕМУ ПРАВИЛ И ЧЕТКО ЕЙ СЛЕДОВАТЬ. ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ЭТИХ ПРАВИЛ ДОЛЖНЫ ВСЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. В ВОПРОСЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МАМЕ И ПАПЕ ВАЖНО БЫТЬ ЗАОДНО. А О ТОМ, ЧТО КТО-ТО ПРОВИНИЛСЯ, НАДО СООБЩАТЬ СПОКОЙНО, БЕЗ КРИКА.

Принимаем меры

Ребёнок дерётся и обзывается. Вводим правило: в нашем доме нельзя обижать других. Если кто-то дерётся или говорит “плохие слова”, он должен 5 минут посидеть на стуле или постоять в углу (в таком контексте ничего страшного в этом наказании нет). Ребёнку нужно объяснить, что значит 5 минут, показать на часах. Этому правилу нужно следовать всей семьёй (маме шлёпать детей или ругаться тоже нельзя).

Ребёнок не бережёт свои игрушки. Говорим: “Вот тебе машинка. Если ты её сломаешь, у тебя больше не будет машинки”. И не покупать новую ни при каких обстоятельствах. Ребёнку нужно время, чтобы сделать выводы. Если в данной ситуации отругать и отшлёпать малыша, а через неделю купить новую машинку, то ребёнок выберет схему “сломал игрушку - отшлёпали (не так это и страшно) - зато купили новую игрушку!” Эта модель поведения формируется на всю жизнь.

Ребёнок раскидывает вещи и игрушки. Нужно учить убирать за собой. Бывает, на протяжении нескольких лет мама всё убирает за ребёнком, а потом родители резко решают, что он должен сам убирать за собой. Ещё хуже, если вместо поощрения за попытки ребёнка научиться убирать все на место, мама и папа его критикуют: “Ты не так это сделал, не все убрал”. В такой ситуации у крохи возникает внутреннее сопротивление: “Зачем убирать? Убирай - не убирай, всё равно мама недовольна”. Чтобы этого не было, похвалите малыша: “Молодец! Ещё чуть-чуть и будет порядок, осталось пять машин поставить на полку”.

СВЯЗАНЫ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ

Если родители отчитываю ребёнка, например, за грубые слова, а потом сами их употребляют, у него создаётся впечатление, что мама и папа не знают, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.

Можно ли шлёпать детей?

Нет, ведь наша основная цель - воспитать ребёнка, научить, объяснить, а не запугать. К насилию также относят лишение пищи или сна. Нельзя ни хвалить, ни наказывать с помощью пищи.

Есть варианты

В качестве наказания можно лишать ребёнка каких-либо удовольствий: отменить просмотр мультиков, не взять с собой на праздник или вместо игр привлечь к домашнему труду.

 
16 декабря 2018 в 20:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.