Детский сад №15, группа №12, г.Сланцы

"КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ" рассказывает Ирина Талгатовна

ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ 4-5ЛЕТ?

Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками овладеть. И если верить педагогам и психологам, то дети должны в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. Мало того, дети должны уметь оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!» «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть Зайчика нужно оставить жить на улице?

Именно на таких детальных разборах о прочитанном и зарождается в ребенке нравственность. Сейчас модно говорить об аморальности и испорченности общества. Для решения подобной проблемы чего только не пытаются предпринять власти, духовные чины, психологи, социологи, педагоги и т.д. По крайней мере об этом говорится в СМИ. На самом деле еще в 19 веке доказано русскими учеными, что нравственность воспитывается только через культуру и искусство. И самым эффективным средством среди всех видов искусства является чтение художественной литературы! Изменилась русская образовательная программа на программу Запада, где информативность заняла ведущую роль, а старые добрые традиции русского воспитания и, кстати сказать, перенятые японцами, вычеркнуты напрочь. Посему мы и пожинаем плачевные результаты. Отсюда каждая заботливая мама может сделать соответствующие выводы.  Важно, очень важно!!! каждую прочитанную книгу с ребенком обсудить. Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о прочитанном. Даже если малышу всего 4 года! Когда по книге задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. А для чего нужно уметь анализировать тексты? Для того, чтобы впоследствии проводить аналогии с реальной жизнью. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.

Еще одной из задач педагоги и психологи ставят умение детей в возрасте 4 — 5 лет выразительно читать стихи и потешки наизусть. Стихи должны быть небольшими по своему объему. Главное здесь научиться именно выразительно и эмоционально их декламировать.

В возрасте 4 — 5 лет нужно начинать учить детей пересказу. Тут от взрослых понадобится максимум терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего малыш будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку нужно освоится в роли рассказчика. Ведь для него пересказ — это очень серьезный труд.

О главном я рассказала, теперь можно приступить к списку литературы для детей 4 — 5 лет.

Для пересказа можно выбрать следующие сказки:

  1. Смоляной бычок
  2. Зимовье зверей
  3. Колосок
  4. Гуси-лебеди
  5. Жихарка
  6. Два жадных медвежонка
  7. Красная шапочка (в пересказе Ш.Перро)
  8. Три поросенка (в пересказе С.Михалкова)
  9. Привередница (в обработке В.Даля)

Для чтения:

  1. К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»
  2. К.Чуковский «Айболит и воробей», «Краденое солнце»
  3. С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый»
  4. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  5. Е.Чарушин «Про зайчат»
  6. С.Михалков «Дядя Степа»
  7. З.Александрова «Елочка»
  8. Л.Квитко «Бабушкины руки»
  9. Е.Баратынский «Весна, весна!»
  10. В.Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота»
  11. В.Берестов «Заячий след»
  12. Г.Х.Андерсон «Оле-Лукойе»
  13. В. Свальнов «Маленькая волшебница»
  14. В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
  15. Н.Носов «Живая шляпа»
  16. С.Козлов «Мы пришли сегодня в порт»
  17. А.Усачев «Дорожная песня»

Для заучивания наизусть:

  1. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» (любой фрагмент)
  2. К.Чуковский «Муха-цокотуха» (любой фрагмент)
  3. Е.Чарушин «Что за звери» (любой фрагмент)
  4. Е.Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»
  5. С.Маршак «Мяч»

 Полезного чтения!

ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ 5-6 ЛЕТ

В возрасте от 5 до 6 лет дети уже готовы к большим книжкам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлеченно иллюстрируя понравившийся сюжет. Дети в 5 лет и 6 лет с огромным удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на темы нравственности, жизни своих сверстников, окружающей природы и героических событий, описанных в книгах. Они начинают проявлять большой интерес к научно-познавательной и исследовательской литературе.

Список книг для детей в 5 и 6 лет

Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки, русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «волк и 7 козлят»., «Царевна-лягушка», сказки народов мира

Толстой Л. Акула. Пожарные собаки. Филипок. Булька. Мильтон и Булька

 Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

Андерсен Г. X. Гадкий утенок.  Стойкий оловянный солдатик.

 Принцесса на горошине.  Огниво. Дюймовочка. (и другие)

 Маяковский В. Тучкины штучки

 Михалков С. Непоседы. А что у вас? Если. Фома

Маршак С. Цирк. Баллада о королевском бутерброде. Веселые чижи. Багаж.12 месяцев. Круглый год. Вот какой рассеянный.

Катаев В. Цветик-семицветик

 Яснов М. Утренняя песенка. Пейзаж с луной. Подходящий угол. Спасибо! Хомячок Грозовский М. Сурок

Коваленков А. Почему медведь зимою спит

Пивоварова И. Мой храбрый лев. Волшебная палочка. Про шляпу

Сапгир Г. Шел садовник. Туча. Моя семья. Ночные страшилки. Месяц

Пляцковский М. Как ослик Алфавит учился старших уважать. Мамина песенка. Как попался кот на удочку Лунин В. Когда я взрослым стану

Усачев А. Веселая мышка. Сколько ног у осьминога

Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса (Как оживить сказку. Братец Лис и Братец Кролик и другие)

Драгунский В. Друг детства. Заколдованная буква. Он живой и светится...

 Мошковская Э. Я пою. Ботиночный врач. Ну и что, ну и что... Какие бывают подарки Цыферов Г. Большой одуванчик. Град. Одинокий ослик

 Остер Г. Вредные советы. Бабушка удава. Ненаглядное пособие

 Бианки В. Лесные были и небылицы Степанов В. Что за птица. Маленький рост. Кто хозяин? Рыжий пес. Снегирь. Пеликанские острова

 Берестов В. Знакомый. Заячий след

Барто А. Бестолковый Рыжик Иванов А. Про Фому и суслика

М.Пришвин Лисичкин хлеб

Братья Гримм. Бременские музыканты. Волк и семеро козлят. Горшочек каши. Бабушка Метелица.

Родари Д. Приключения Чиполлино.

Хармс Д. Стихи для детей. Плих и Плюх

Перро Ш. Кот в сапогах. Спящая красавица. Золушка, или Хрустальная туфелька

 Пантелеев Л. Буква «ты». Фенька. Две лягушки (и другие)

 Житков Б. Что я видел. Рассказы Чаплина В..

Носов Н. Фантазеры. Затейники. Приключения Незнайки и его друзей. 

 Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино

 Научно-популярные энциклопедии для детей .

7 октября 2017 в 20:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.