Детский сад №15, группа №12, г.Сланцы
Как рассказать детям о ВОВ 1941-1945 годов?Подготовила дефектолог Яковлева И. Т.
Мамы и папы, рассказываете ли вы вашим детям о смысле праздника День Победы? Этот День Победы. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастет всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Воспитание любви к Родине, гуманности, умения сопереживать чужому горю — долгая и кропотливая работа. В детском саду воспитатели и педагоги прикладывают все усилия, чтобы помочь вашему ребенку сориентироваться в нашем мире. Основной же фундамент личностных качеств, определяющих отношение ребенка к миру и самому себе, закладывается в семье. Главная роль в воспитании детей по-прежнему принадлежит родителям. Приближается праздник, значимость которого остается неизменной, как бы ни менялись оценка и факты истории. Победа в Великой Отечественной войне — слава и гордость нашей страны. Родители, которые заботятся о гармоничном развитии ребёнка, должны рассказать ему о подвиге прадедов. Однако сделать это представляется весьма проблематичным. Как познакомить малыша с давними событиями, если он не понимает пока значения понятий «вчера», «сегодня», «завтра»? Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи. Связующая с прошлым нить. Всем детям интересно узнать, что было, происходило, когда их самих еще не было. В каждой семье наверняка есть альбом со старыми фотографиями. Пожелтевшая фотобумага хранит изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит, дали жизнь и вам. Наверняка ваша мама показывала вам эти снимки, раскрывая секреты ветвей генеалогического древа. Пришла пора и вам рассказать ребенку о прадедах — героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребёнок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нём подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше вы похожи — на маму, бабушку или дедушку? Найдите фронтовые фотографии прадеда. Обратите внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке. Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди — враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор — отправились защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа объясняйте ребёнку незнакомые слова. Постепенно история вашей семьи тесно переплетётся с историей страны. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. И картина далёкого прошлого запечатлится в памяти ребёнка. История из бабушкиного сундука. В вашем доме хранятся старые вещи — молчаливые свидетели исторических событий. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: осколок, который в госпитале вытащили из ноги прадеда, военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню возникших вопросов. Возможно, вам придется ещё раз рассказать о боевом прошлом деда. Идем в музей. После того как основные сведения о войне малыш почерпнул из вашего рассказа, можно отправиться в музей (артиллерийский, исторический, краеведческий и др.) Рассмотрите оружие, солдатский котелок, плащ-палатку. Не нужно пытаться заострить внимание ребёнка на минувших исторических событиях. Поговорите о том, какое применение экспонаты находили на практике. Никто не забыт. К сожалению, с каждым годом один за другим от нас уходят люди, которым мы обязаны своей свободой и жизнью. Помогите ребёнку приготовить для ветерана или труженика тыла (не только прадедушки или прабабушки) подарок, например праздничную открытку в виде пятиконечной звезды. В день праздника отправьтесь вместе с малышом на прогулку. Купите цветы. Вместе с ребёнком вручите цветы и поздравьте незнакомого ветерана. Обратите внимание ребёнка на то, как радуются ветераны встрече друг с другом. Им есть что вспомнить и есть о чём поговорить. У каждого из них на груди ордена и медали. Награды вручают только самым храбрым солдатам и командирам. По возвращении домой в соответствующем справочнике можно найти названия некоторых наград, узнать, за какие заслуги ими награждали военных. День Победы. Создать представления ребёнка о военном времени наиболее полно и правильно помогут книги. Приобретите книги в магазине или обратитесь в библиотеку - там вам помогут найти сборники коротких рассказов о войне для младшего школьного возраста. Некоторые из них уже можно прочитать ребёнку младшего дошкольного возраста. Накануне праздника по телевидению будут транслироваться фильмы о войне и кадры военных лет. Не спешите выключить телевизор. Вместе с ребёнком просмотрите только отрывки. Маленький ребёнок слишком впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно. Песни военных лет поднимали дух бойца, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме. Песню «Священная война» ребёнок еще не воспримет должным образом. А вот «Катюшу» (автор музыки Матвей Блантер, автор слов Михаил Исаковский, «Смуглянку» (автор музыки Анатолий Новиков, автор слов Яков Шведов) будет исполнять с удовольствием. Выучите вместе с ребёнком к празднику стихи, которые он сможет прочитать на утреннике в детском саду. * * * Майский праздник — День Победы - Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра зовёт дорога На торжественный парад, И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят. Т. Белозеров * * * Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулемёты не строчат. Чтоб жили люди, города, Мир нужен на земле всегда! Н. Найденова Каждые родители стараются привить ребенку качества, которые в будущем помогут ему достичь успеха: целеустремлённость, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы, настойчивость. К сожалению, уделяя должное внимание воспитанию «успешного» человека, бывает, что родители забывают о таких важных понятиях, как «сопереживание», «великодушие». И случается, что дети вырастают в чёрствых, эгоистичных людей. От этого страдают в первую очередь сами родители, в конечном итоге — человечество. Помогите малышу стать сильным и добрым, жёстким и милосердным одновременно! В вашем распоряжении - исторический пример Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражались до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Нам есть на кого равняться! Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне 1. Азаров В. Б. Подводник Осипов: Лирическая хроника. - Л.: Детская литература, 1983. (Документальная повесть о подвиге моряков-подводников.) 2. Алексеев О. А. Горячие гильзы: Повесть. - М.: Детская литература, 1989. (О деревенских детях, которые помогали партизанам в борьбе с фашистскими оккупантами на Псковщине.) 3. Алексеев С. П. Идёт война народная: Рассказы. - М.: Детская литература, 1985. (Рассказы о главных сражениях Великой Отечественной войны: битве за Москву, Сталинградской битве, взятии Берлина.) 4. Алексеев С П. От Москвы до Берлина: Рассказы о Великой Отечественной войне. — М.: «Малыш», 1985. (Короткие рассказы о подвигах и о событиях Великой Отечественной войны.) 5. Алексеев С. П. Ради жизни на земле. История Отечества: Рассказы для детей. — М.: Педагогика, 1990. (О подвиге народа, о беспримерном мужестве солдат и офицеров, о самоотверженности тружеников тыла.) 6. Богданов Я. Б. Самый храбрый. — М.: «Малыш», 1974. (Об отважном маленьком разведчике Ване Санатове, помогавшем брать в плен фашистских офицеров.) 7. Внуков Я. А Москва за нами. -Л.: Детская литература, 1985. (Рассказ о защитниках Москвы, о Московской битве.) 8. Водопьянов М. Б. В дни войны. — М.: Детская литература, 1985. (Знаменитый летчик, Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов рассказывает детям о том, что происходило с ним и его товарищами в годы Великой Отечественной войны.) 9. Гриб К К Митя-партизан. — М.: «Малыш», 1972. (Два рассказа об украинских мальчиках: о Мите, который был связным между партизанами и подпольщиками, и о Тарасике, который в освобожденном от захватчиков Киеве помог советским танкистам обезвредить вражеские мины.) 10. Дети военной поры. — М.: Политиздат, 1988. (Документальные рассказы разных авторов о детях в годы войны. Дошкольникам можно читать отдельные рассказы, отрывки, выборочно.) 11. Кассиль А. А. Твои защитники: Рассказы. — М.: Детская литература, 1985. (Короткие рассказы о событиях Великой Отечественной войны, написанные в занимательной, доступной для малышей форме.) 12. Макаренко Я. И. Знамя Победы. — М.: «Малыш», 1985. (Короткие рассказы о взятии рейхстага, о том, как на его куполе было установлено знамя Победы.) 13. Мельников И. Б. Секретный отряд. —- М.: Детская литература, 1985. (Рассказы минера, танкиста и летчика о случаях из фронтовой жизни на встрече с детьми.) 14. Митяев А. Б. Подвиг солдата. — М.: «Малыш», 1985. (Рассказы о шести подвигах солдат на фронте.) 15. Митяев А. Б. Шестой — неполный. — М.: Детская литература, 1971. (Рассказы о подвигах пехотинцев, танкистов, артиллеристов, летчиков и моряков.) 16. Окуджава Б. Ш. Фронт приходит к нам: Повесть. — М.:Детская литература, 1967. (О двух маленьких мальчиках, мечтавших попасть на фронт, чтобы сражаться с врагами, а фронт приближался к их городу.) 17. Орлята: Сборник рассказов /Сост. Б. М. Раевский. -- Л.: Лениздат, 1981. (Рассказы разных авторов о пионерах-героях Великой Отечественной войны.) 18. Цавлов Б. П. Вовка с ничейной полосы: Рассказы. -- М.: Детская литература, 1983. (О трудной жизни детей в годы войны, о том, как они помогали нашим воинам в борьбе с фашистами.) 19. Павлов Б. П. На безымянной сопке: Повесть. — М.: «Малыш», 1975. (О приклю-чениях мальчиков Вовки и Мишки, родители которых погибли под Ленинградом. Ребят приютили в редакции фронтовой газеты, и они прошли с военными корреспон-дентами всю войну.) 20. Соболев А. С. Батальон четверых: Рассказы. — М.: Детская литература, 1985. (О мужеств военных моряков — защитников Родины.) 21. Соколов Г. Б. Быль о матросе Кайде и его товарищах: Рассказы. -М.: Детская литература, 1978 (О легендарных защитниках «малой земли» под Новороссийском. Автор — участник этих боев, разведчик и журналист.) 22. Уваров Л. 3. Дом в переулке:Повесть. — М.: «Малыш», 1988. (О московской девочке, которая приходила в госпиталь к раненым бойцам, читала им книги, писала за них письма родным, пела им песни.) 23. Шевченко М. П. Метельная ночь. — М.: «Малыш», 1973. (О мальчике и девочке, которые в оккупированном фашистами городке спасают книги школьной библиотеки, чтобы враги не топили ими печи.) 24. Яковлев Ю. Я. Как Сережа на войну ходил: Сказка. — М.: «Малыш»,1985. (О том, как современный мальчик чудесным образом попал в прошлое, в годы войны, узнал о героизме и храбрости своего деда.) 25. Яковлев Ю. Я. Война / Яковлев Ю. Я. Родная страна. — М.: «Малыш», 1982,с. 49-60. (Рассказ о Великой Отечественной войне в доступной для дошкольников форме.) Серия «Дедушкины медали» 1. Алексеев С. П. Они защищали Москву. —М.:«Малыш»,1975. - («За оборону Москвы».) 2. Алексеев С. П. Последний штурм. — М.: «Малыш», 1988. — («За отвагу».) 3. Богомолов Б. М. За оборону Сталинграда. — М.: «Малыш», 1980. 4. Воробьев Е. 3. Последние выстрелы. — М.: «Малыш», 1985. — («За взятие Кенигсберга».) 5. Боскобойников Б. М. Девятьсот дней мужества. - М.: «Малыш»,1988. — («За оборону Ленинграда».) 6. Даненбург Б. И. Весенняя музыка Вены. —М.: «Малыш»,1984. — («За взятие Вены».) 7. Даненбург Б. И. Чтоб всегда было солнце. - М.: «Малыш»,1985. - («За взятие Будапешта».) 8. Митяев А. Б. В холодном море. — М.: «Малыш», 1986. — («За оборону Советского Заполярья».) 9. Цессарский А. Б. Операция «Мост». - - М.: «Малыш», 1988. -(«Партизану Отечественной войны».) О блокаде Ленинграда 1. Дети города-героя: Сборник /Сост. А. Л. Мойжес. -- Л.: Лениздат, 1974. 2. Дубровин В. Б. Мальчишки в сорок первом. — Л.: Детская литература, 1973. 3. Жуковская Е. А. Школа меняет адрес: Рассказы. -- М.: Детская литература, 1966. 4. Карасева Б. Е. Маленькие ленинградцы: Рассказы. -- М.: Детская литература, 969. 5. Панова Б. Ф. Сергей Иванович и Таня. — М.: «Малыш», 1983. 6. Ходза Я. А Дорога жизни. — М.:Детская литература, 1974. Поэзия 1. Белозеров Т. М Вечный огонь:Поэма. — М.: «Малыш», 1985. 2. Был трудный бой.: Стихи. - М.:Детская литература, 1985. - («Пою моё Отечество».) 3. Екимцев А. Е. Брянский лес: Поэма. — М.: Детская литература, 1975. 4. Михалков С. Б. Победа: Стихи. — М.: «Малыш», 1985. 5. Песня Победы: Стихотворения. -Л.: Детская литература, 1985. 11 мая 2017 в 08:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.