Детский сад №15, группа №12, г.Сланцы

Как научить ребёнка порядку (по материалам интернета подготовила Кулагина С. В.)

Разбросанные игрушки довольно часто становятся причиной конфликтов между родителями и детьми. Но стоит ли ссориться из-за такой ерунды? Попробуйте сделать процесс уборки приятным и весёлым событием для всей семьи, тогда просьба убрать игрушки будет вызывать у малыша только приятные ассоциации и не станет обременяющей рутиной. Кроме того, совсем не сложно сделать процесс уборки естественной привычкой в характере ребёнка.

Для начала немного теории

В жизни каждого ребёнка случается сенситивный период восприятия порядка. Это то время, когда малыш маниакально настаивает на том, чтобы дверь в шкафу была закрыта, чтобы игрушки были сложены в определённом порядке и чтобы на него надели ту пижаму, в которой он привык спать. Этот период довольно короткий – он длится примерно с 1,5 до 3 лет и наиболее интенсивно появляется именно в возрасте от 2,5 до 3.

Двух-трёхлетние дети чувствуют себя комфортно от того, что находят привычные вещи в тех местах, где они их оставили. В голове ребёнка формируется восприятие порядка мира вокруг – он узнает о том, что каждый предмет имеет своё предназначение и своё место. На кухне мы едим, в спальне – спим, в ванной – моемся. Шкаф нужен для хранения одежды, а холодильник – для хранения продуктов. Выходя на улицу, мы надеваем обувь, а заходя в дом – снимаем. Все эти знания кажутся нам естественными сейчас, но когда мы были маленькими детьми, должно было пройти определённое время, чтобы хаотичный мир вещей обрёл структуру и порядок в голове каждого из нас. Чем привычнее и наиболее предсказуема окружающая действительность, тем увереннее ребёнок перешагнёт на следующую ступень своего развития. Осознание порядка даёт детям чувство безопасности, а родителям – шанс превратить детское стремление к порядку в хорошую привычку. С игрушками все так же, как и с ботинками, которые мы оставляем у порога – у них тоже есть своё место – на полке.

1. У каждой игрушки своё место

Это важное правило организации детского пространства. Используйте для хранения игрушек удобные полки, ящики, шкафчики, определите для каждой вещи своё место – кубики в коробке, пазлы на полке, карандаши в стаканчике и т.д. Когда ребёнок будет знать, где что лежит, то просьба «убрать на место» станет для него более ясной и осмысленной.

2. Скажите «нет» лишним игрушкам

Важно не захламлять детскую большим количеством вещей. Периодически заменяйте игрушки новыми, старые убирайте, через какое-то время снова меняйте их местами. Оставляйте только те материалы, которые вызывают у ребёнка интерес. Все то, чем малыш сейчас не играет, лучше убрать до лучших времён или вовсе избавиться как от лишнего хлама.

3. Поиграл – убери!

Прививайте ребёнку привычку убирать на место те игрушки, в которые он закончил играть. Это легко делать, когда малыш предлагает вам поиграть с ним во что-либо. Вы просто говорите: «Я с удовольствием с тобой порисую, только давай сначала соберём пазлы в коробку и уберём на место». Почаще показывайте соблюдение этого принципа на своём примере – взяли почитать книгу, вернули обратно на полку.

4. Помогайте ребёнку в уборке

Важно не оставлять ребёнка один на один с горой разбросанных игрушек. Такая картина кого угодно приведёт в ужас. Скажите: «Давай я помогу тебе все сложить на место!». Такой призыв, малыш воспримет куда с большим энтузиазмом нежели приказ убрать игрушки. Старайтесь вовсе избегать приказного тона в общении с ребёнком, в перспективе это приведёт только к отторжению придуманных вами правил.

5. Привлекайте к уборке других домочадцев

Если малыш всячески игнорирует ваши призывы свершить уборку, просите других членов семьи помочь вам, при этом не скупитесь на похвалу: «Спасибо, папа! Помогаешь мне собрать конструктор. Мне очень приятно!».

6. Разбивайте процесс уборки на части и давайте конкретные задания

Разобрать всю гору игрушек – сложное задание для малыша, но выполнить несколько небольших действий ему уже гораздо легче. Поэтому давайте ребёнку простые конкретные указания: «Собери кубики», «Поставь коробку с кубиками на полку». Старайтесь не пропустить момент, когда уже не будет необходимости слишком конкретизировать действия. Т.е. ребёнок уже знает, что убрать кубики – это сложить их в коробку. Предоставьте ему возможность собрать все самому и без подсказок. Но в конце обязательно отметьте, как он старался и какой порядок теперь в комнате.

Если малыш все же не желает принимать участие в уборке, то делайте задания ещё более короткими – вложите ему в руки кубик и попросите положить его в коробку, потом ещё один и так далее. Когда кубики будут сложены, обязательно скажите «Ура! Все кубики в коробке».

7. Показывайте своё позитивное отношение к процессу уборки

Включите весёлую музыку и собирайте игрушки приплясывая. А почему бы и нет? Уборка игрушек вполне может стать весёлым занятием. Также вы можете устроить соревнования – кто быстрее соберёт свою часть игрушек.

8. Хвалите усилие, а не результат

Не ограничивайтесь штамповыми формами похвалы: «Молодец! Хорошо!», вносите разнообразие в вашу речь: «Я вижу, что ты очень старался», «Тебе должно быть пришлось хорошо потрудиться, чтобы так аккуратно все разложить». Отметьте отдельные моменты: «О! И кубики в коробке и даже все бусинки ты собрал с пола». Такие слова более ценны для малыша, так он понимает, что вы действительно неравнодушны к тем усилиям, которые он затратил.

23 марта 2017 в 21:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.